Расчет и обоснование технических средств для перевозки тресты в рулонах - РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства»
ПРИЕМНАЯ
+375 17 272-02-91
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
+375 17 356-87-86

Расчет и обоснование технических средств для перевозки тресты в рулонах

Расчет и обоснование технических средств для перевозки тресты в рулонах

В Беларуси реализуется технология заготовки тресты в рулоны и практически за 3–4 года поставлено их более 800 штук при потребности около тысячи машин.

Внедрение новой технологии сопряжено с рядом требований смежных производственных операций, одной из которых является транспортирование рулонов с поля к месту производственных запасов. Критерием здесь стал выступать временной фактор, определяющий сохранность льносырья от возможных атмосферных осадков в день уборки.

В настоящее время льносеющие предприятия для перевозки рулонов приспосабливают путем доработки конструкции тракторных и автомобильных прицепов, полуприцепы и автомобили общего назначения. В большинстве случаев это не позволяет эффективно использовать грузоподъемность автотракторной техники, а эксплуатация таких транспортных агрегатов нередко граничит с нарушением правил дорожного движения и требований техники безопасности.

В льносеющих странах западной Европы для перевозки рулонов тресты применяют специализированные автопоезда или тракторные крупногабаритные прицепы (КГП), позволяющие размещать рулоны в три яруса. По ширине платформы рулоны устанавливаются в два ряда. Общая масса перевозимой тресты на транспортном средстве может составлять до 20 тонн.

В условиях льносеющих регионов республики в зависимости от расположения хозяйств относительно предприятий по первичной обработке льна ежегодные объемы, сроки и расстояния перевозки тресты изменяются несущественно.По Беларуси прогнозируются следующие условия:

  • ежегодные объемы заготовки тресты в рулонах – до 180 тыс. тонн;
  • период заготовки тресты – 20 дней;
  • среднее расстояние перевозки – 30 км.

Нами произведен расчет и обоснование рационального состава транс-портных средств для перевозки тресты в рулонах. Были рассмотрены три варианта транспортных средств:

  1. погрузчик-транспортировщик рулонов ТП-10 в агрегате с трактором МТЗ-1221;
  2. крупногабаритный прицеп (КГП) в агрегате с трактором МТЗ-1221;
  3. автопоезд в составе автомобиля МАЗ-533603 и прицепа МАЗ-837810.

Погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 обеспечивает самопогрузку, транспортировку и разгрузку 10 рулонов тресты.

Крупногабаритный прицеп в агрегате с трактором МТЗ-1221 грузится отдельным погрузчиками и может перевозит до 40 рулонов.

Автопоезд обеспечивает перевозку 66 рулонов тресты (30 рулонов – в кузове автомобиля и 36 – в прицепе).
Суммарные затраты на перевозку рулонов включают в себя затраты на топливо, оплату труда, амортизацию, техническое обслуживание и текущий ремонт, себестоимость шин, затраты на плату за проезд крупногабаритных транспортных средств при превышении допустимых габаритных размеров. Перечисленные статьи затрат рассчитываются отдельно с последующим суммированием.

Данные расчета себестоимости транспортных работ при заготовке тресты в рулонах приведены в таблице и на рисунке.

Таблица. Расчет себестоимости транспортных работ при заготовке тресты в рулонах

 

 

Наименование показателя

Состав транспортного средства по вариантам

Погрузчик-транспортировщик рулонов

Новый автопоезд

Трактор с КГП

трактор

МТЗ-1221

погрузчик-транспортировщик ТП-10

автомобиль

МАЗ-533603

прицеп

МАЗ-837810

трактор

МТЗ-1221

КГП

Затраты на топливо, евро/т

5,21

0,73

1,35

Затраты на оплату труда, евро/т

1,92

 

0,32

0,62

Себестоимость шин, евро/т

0,13

0,08

0,05

0,03

Затраты на амортизацию, евро/т

1,40

1,06

0,50

0,18

0,45

0,34

Затраты на техническое обслуживание и ремонт,
евро/т

1,53

0,87

0,41

0,15

0,50

0,28

Капиталовложения и накладные расходы, евро/т

13,13

3,31

2,64

0,58

3,92

1,06

Плата за превышение допустимой высоты, евро/т

0

0,07

0,10

Плата за превышение допустимой ширины, евро/т

0,78

0,07

0,49

Общие затраты, евро/т

18,49

3,62

5,94

В качестве критерия при оценке вариантов транспортирующих средств были приняты затраты на перевозку тонны тресты, заготовленную в рулонах, в зависимости от расстояния перевозки [2].

Как видно из таблицы, наименьшие затраты на перевозку тонны тресты обеспечивает автопоезд в составе автомобиля МАЗ-533603 с прицепом МАЗ-837810 – 3,62 евро/т. Преимущество автопоезда над вариантом погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 составляет 14,87 евро/т, а над крупногабаритным прицепом с трактором МТЗ-2121 – 2,33 евро/т.

Преимущество использования автопоезда для транспортирования тресты в рулонах над двумя другими вариантами транспортных средств заключается в том, что автопоезд одновременно перевозит 66 рулонов. Однако транспортировка рулонов автопоездом имеет один недостаток – большое время простоев под погрузкой и разгрузкой за ездку – 1,68 часа. В то время как погрузчик-транспортировщик ТП-10 в агрегате с трактором МТЗ-1221 погрузку и разгрузку обеспечивает за 0,23 часа, а крупногабарит-ный прицеп с трактором МТЗ-1221 – за 1,03 часа.

Результаты расчета перевозки этими транспортными средствами показали следующее. На расстоянии перевозки тресты в рулонах до 3 км экономически целесообразно применять погрузчик-транспортировщик ТП-10+МТЗ-1221 (себестоимость перевозки – 4,5 евро/т). Крупногабаритный прицеп с трактором МТЗ-1221 – на расстоянии перевозки от 15 до 20 км (себестоимость перевозки – 5,5 евро/т). Автопоезд на базе автомобиля МАЗ – на расстоянии перевозки более 20 км (себестоимость перевозки – 4,0 ев-ро/т).

Это связано с увеличением эффективности перевозки за счет увеличения количества перевозимого груза при несущественном увеличении затрат, связанных с превышением габаритов транспортного средства по высоте. Затраты, связанные с превышением габаритов транспортного средства по высоте и ширине оказывают существенное влияние, однако в свя-зи с тем, что значительно увеличивается производительность, достигается экономический эффект.

Таким образом, учитывая условия сырьевых районов предприятий по первичной обработке льна, для перевозки рулонов тресты целесообразно использовать тракторы МТЗ-1221 с крупногабаритными прицепами или автопоезда. При этом потребность в тракторных транспортных средствах будет в два раза больше по сравнению с применением автопоездов. На-пример, для перевозки рулонов льнотресты для двухпоточного предприятия по первичной обработке льна в объеме 5,0 тыс. т в течение 20 дней необходимо иметь 5 автопоездов или 9 тракторных транспортных агрегата.

Выводы

Для транспортировки тресты в рулонах при расстоянии перевозки более 20 км рекомендуется использовать автопоезда в составе автомобиля МАЗ-533603 с прицепом МАЗ-837810. При расстоянии перевозки 15–20 км рационально применять крупногабаритные прицепы с трактором МТЗ-1221, а погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 при расстоянии перевозки до 3 км.

С учетом условий сырьевых зон предприятий по первичной обработке льна для перевозки рулонов тресты целесообразно использовать тракторы МТЗ-1221 с крупногабаритными прицепами или автопоезда. При этом потребность в тракторных транспортных средствах будет в два раза больше по сравнению с применением автопоездов.

Для повышения годовой загрузки транспортировщиков рулонов должна быть предусмотрена возможность перевозки ими рулонов сена и соломы, кип короткого и длинного волокна. Ожидается, что за счет повышения грузоподъемности в сравнении с существующими транспортными агрегатами будет увеличена производительность работы, снижена себестоимость перевозки.

Для сокращения времени под погрузкой и разгрузкой транспортных средств необходимо совершенствовать конструкцию погрузчиков с целью увеличения их производительности.