В Беларуси реализуется технология заготовки тресты в рулоны и практически за 3–4 года поставлено их более 800 штук при потребности около тысячи машин.
Внедрение новой технологии сопряжено с рядом требований смежных производственных операций, одной из которых является транспортирование рулонов с поля к месту производственных запасов. Критерием здесь стал выступать временной фактор, определяющий сохранность льносырья от возможных атмосферных осадков в день уборки.
В настоящее время льносеющие предприятия для перевозки рулонов приспосабливают путем доработки конструкции тракторных и автомобильных прицепов, полуприцепы и автомобили общего назначения. В большинстве случаев это не позволяет эффективно использовать грузоподъемность автотракторной техники, а эксплуатация таких транспортных агрегатов нередко граничит с нарушением правил дорожного движения и требований техники безопасности.
В льносеющих странах западной Европы для перевозки рулонов тресты применяют специализированные автопоезда или тракторные крупногабаритные прицепы (КГП), позволяющие размещать рулоны в три яруса. По ширине платформы рулоны устанавливаются в два ряда. Общая масса перевозимой тресты на транспортном средстве может составлять до 20 тонн.
В условиях льносеющих регионов республики в зависимости от расположения хозяйств относительно предприятий по первичной обработке льна ежегодные объемы, сроки и расстояния перевозки тресты изменяются несущественно.По Беларуси прогнозируются следующие условия:
- ежегодные объемы заготовки тресты в рулонах – до 180 тыс. тонн;
- период заготовки тресты – 20 дней;
- среднее расстояние перевозки – 30 км.
Нами произведен расчет и обоснование рационального состава транс-портных средств для перевозки тресты в рулонах. Были рассмотрены три варианта транспортных средств:
- погрузчик-транспортировщик рулонов ТП-10 в агрегате с трактором МТЗ-1221;
- крупногабаритный прицеп (КГП) в агрегате с трактором МТЗ-1221;
- автопоезд в составе автомобиля МАЗ-533603 и прицепа МАЗ-837810.
Погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 обеспечивает самопогрузку, транспортировку и разгрузку 10 рулонов тресты.
Крупногабаритный прицеп в агрегате с трактором МТЗ-1221 грузится отдельным погрузчиками и может перевозит до 40 рулонов.
Автопоезд обеспечивает перевозку 66 рулонов тресты (30 рулонов – в кузове автомобиля и 36 – в прицепе).
Суммарные затраты на перевозку рулонов включают в себя затраты на топливо, оплату труда, амортизацию, техническое обслуживание и текущий ремонт, себестоимость шин, затраты на плату за проезд крупногабаритных транспортных средств при превышении допустимых габаритных размеров. Перечисленные статьи затрат рассчитываются отдельно с последующим суммированием.
Данные расчета себестоимости транспортных работ при заготовке тресты в рулонах приведены в таблице и на рисунке.
Таблица. Расчет себестоимости транспортных работ при заготовке тресты в рулонах
Наименование показателя |
Состав транспортного средства по вариантам |
|||||
Погрузчик-транспортировщик рулонов |
Новый автопоезд |
Трактор с КГП |
||||
трактор МТЗ-1221 |
погрузчик-транспортировщик ТП-10 |
автомобиль МАЗ-533603 |
прицеп МАЗ-837810 |
трактор МТЗ-1221 |
КГП |
|
Затраты на топливо, евро/т |
5,21 |
— |
0,73 |
— |
1,35 |
— |
Затраты на оплату труда, евро/т |
1,92 |
— |
0,32 |
— |
0,62 |
— |
Себестоимость шин, евро/т |
0,13 |
0,08 |
0,05 |
— |
— |
0,03 |
Затраты на амортизацию, евро/т |
1,40 |
1,06 |
0,50 |
0,18 |
0,45 |
0,34 |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт, евро/т |
1,53 |
0,87 |
0,41 |
0,15 |
0,50 |
0,28 |
Капиталовложения и накладные расходы, евро/т |
13,13 |
3,31 |
2,64 |
0,58 |
3,92 |
1,06 |
Плата за превышение допустимой высоты, евро/т |
0 |
0,07 |
0,10 |
|||
Плата за превышение допустимой ширины, евро/т |
0,78 |
0,07 |
0,49 |
|||
Общие затраты, евро/т |
18,49 |
3,62 |
5,94 |
В качестве критерия при оценке вариантов транспортирующих средств были приняты затраты на перевозку тонны тресты, заготовленную в рулонах, в зависимости от расстояния перевозки [2].
Как видно из таблицы, наименьшие затраты на перевозку тонны тресты обеспечивает автопоезд в составе автомобиля МАЗ-533603 с прицепом МАЗ-837810 – 3,62 евро/т. Преимущество автопоезда над вариантом погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 составляет 14,87 евро/т, а над крупногабаритным прицепом с трактором МТЗ-2121 – 2,33 евро/т.
Преимущество использования автопоезда для транспортирования тресты в рулонах над двумя другими вариантами транспортных средств заключается в том, что автопоезд одновременно перевозит 66 рулонов. Однако транспортировка рулонов автопоездом имеет один недостаток – большое время простоев под погрузкой и разгрузкой за ездку – 1,68 часа. В то время как погрузчик-транспортировщик ТП-10 в агрегате с трактором МТЗ-1221 погрузку и разгрузку обеспечивает за 0,23 часа, а крупногабарит-ный прицеп с трактором МТЗ-1221 – за 1,03 часа.
Результаты расчета перевозки этими транспортными средствами показали следующее. На расстоянии перевозки тресты в рулонах до 3 км экономически целесообразно применять погрузчик-транспортировщик ТП-10+МТЗ-1221 (себестоимость перевозки – 4,5 евро/т). Крупногабаритный прицеп с трактором МТЗ-1221 – на расстоянии перевозки от 15 до 20 км (себестоимость перевозки – 5,5 евро/т). Автопоезд на базе автомобиля МАЗ – на расстоянии перевозки более 20 км (себестоимость перевозки – 4,0 ев-ро/т).
Это связано с увеличением эффективности перевозки за счет увеличения количества перевозимого груза при несущественном увеличении затрат, связанных с превышением габаритов транспортного средства по высоте. Затраты, связанные с превышением габаритов транспортного средства по высоте и ширине оказывают существенное влияние, однако в свя-зи с тем, что значительно увеличивается производительность, достигается экономический эффект.
Таким образом, учитывая условия сырьевых районов предприятий по первичной обработке льна, для перевозки рулонов тресты целесообразно использовать тракторы МТЗ-1221 с крупногабаритными прицепами или автопоезда. При этом потребность в тракторных транспортных средствах будет в два раза больше по сравнению с применением автопоездов. На-пример, для перевозки рулонов льнотресты для двухпоточного предприятия по первичной обработке льна в объеме 5,0 тыс. т в течение 20 дней необходимо иметь 5 автопоездов или 9 тракторных транспортных агрегата.
Выводы
Для транспортировки тресты в рулонах при расстоянии перевозки более 20 км рекомендуется использовать автопоезда в составе автомобиля МАЗ-533603 с прицепом МАЗ-837810. При расстоянии перевозки 15–20 км рационально применять крупногабаритные прицепы с трактором МТЗ-1221, а погрузчик-транспортировщик ТП-10 с трактором МТЗ-1221 при расстоянии перевозки до 3 км.
С учетом условий сырьевых зон предприятий по первичной обработке льна для перевозки рулонов тресты целесообразно использовать тракторы МТЗ-1221 с крупногабаритными прицепами или автопоезда. При этом потребность в тракторных транспортных средствах будет в два раза больше по сравнению с применением автопоездов.
Для повышения годовой загрузки транспортировщиков рулонов должна быть предусмотрена возможность перевозки ими рулонов сена и соломы, кип короткого и длинного волокна. Ожидается, что за счет повышения грузоподъемности в сравнении с существующими транспортными агрегатами будет увеличена производительность работы, снижена себестоимость перевозки.
Для сокращения времени под погрузкой и разгрузкой транспортных средств необходимо совершенствовать конструкцию погрузчиков с целью увеличения их производительности.