Наиболее энергоемкой операцией обработки почвы в технологиях возделывания сельскохозяйственных культур является вспашка. Поэтому замена ее, по возможности, другими видами рыхления является существенным источником экономии топлива.
Исследования, проведенные БелНИИ земледелия и кормов, показали, что при возделывании ржи по стерневым фонам на незасоренных многолетними сорняками полях вспашку можно заменить чизелеванием или дискованием в два следа. При этом расход топлива снижается на 3,7–7,1 кг/га, а урожайность остается неизменной (на супесчаных почвах и суглинках после чизелевания) или незначительно снижается (на суглинках после дискования).
В последние годы в странах Западной Европы и США наблюдается большой динамизм в освоении нетрадиционных минимальных технологий обработки почвы и посева. Рядом фирм освоен промышленный выпуск комбинированных агрегатов для минимальной обработки стерневых фонов. Наиболее работоспособными и эффективными являются следующие модели:
«DXRV 666–40» фирмы «Gregoire Besson» (Франция), «Profi Bird К 600» фирмы «Rabe» (Германия) и «Mulchtiller 410 А» фирмы «John Deer» (США). Эти агрегаты содержат лучшие свойства чизельных культиваторов и дисковых борон. Они включают два или три ряда рыхлительных лап, два ряда дисковых батарей и один ряд прикатывающих катков.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» разработан и на РПДУП «Экспериментальный завод» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» освоен в производстве агрегат комбинированный для минимальной обработки почвы АКМ-4 с шириной захвата 4 м к тракторам класса 3. В течение 2006–2009 годов уже изготовлено 89 агрегатов, которые нашли широкое распространение, особенно на легких почвах Гомельской области. Разработан также агрегат АКМ-6 с шириной захват 6 м к тракторам класса 5. Опытный образец агрегата был изготовлен на РПДУП «Экспериментальный завод» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» и успешно прошел приемочные испытания на ГУ «Белорусская МИС». За время его испытаний в течение года общая наработка составила 1499 га. Приемочная комиссия Минсельхозпрода Республики Беларусь рекомендовала агрегат АКМ-6 к постановке на производство.
Основные показатели агрегатов АКМ-4 и АКМ-6 по результатам приемочных испытаний в ГУ «Белорусская МИС» приведены в таблице.
Показатели |
Значение |
|
|
АКМ-4 |
АКМ-6 |
Тип агрегата |
полунавесной |
полунавесной |
Агрегатирование |
Беларус 1522 |
Беларус 2522 ДВ |
Рабочая скорость, км/ч |
7,5–10,0 |
7,8–9,3 |
Производительность за 1 ч, га: |
|
|
— основного времени |
3,0–4,0 |
4,76–5,67 |
— сменного времени |
2,18–2,82 |
3,38–3,92 |
Ширина захвата, м |
4 |
6,1 |
Глубина обработки, см |
8,0–14,0 |
6,9–8,0 |
Удельный расход топлива за сменное время работы, кг/га |
6,60–7,95 |
8,38–10,45 |
Масса, кг |
3245 |
5900 |
Габаритные размеры агрегата, мм: | ||
— в рабочем положении |
7900х4170х1320 |
8400х6260х1380 |
— в транспортном положении |
7900х4170х1700 |
8400х4000х2670 |
Количество рабочих органов на агрегате, шт.: | ||
— сферических дисков |
38 |
58 |
— пружинных стоек с лапами |
11 |
19 |
— трубчатых катков |
3 |
5 |
Агрегаты АКМ-4 и АКМ-6 предназначены для лущения жнивья, полупаровой осенней обработки зяби, осенней обработки полей после уборки кукурузы, свеклы и картофеля, ранневесенней обработки зяби (закрытие влаги и заделка минеральных удобрений), а также для подготовки окультуренных почв за два прохода под посев озимых зерновых, пожнивных и поукосных культур. Они выполняют мелкую обработку почвы на глубину до 16 см с мульчированием обработанного слоя пожнивными растительными остатками.
Агрегаты должны работать на всех типах минеральных почв с твёрдостью не более
3,5 МПа, засорённых камнями со средним размером не более 100 мм, с абсолютной влажностью в обрабатываемом слое не выше 25%. Уклон поля не должен превышать 80. Микрорельеф должен быть ровным или мелкогребнистым (допускаются неровности высотой не более 7 см).
Высота пожнивных и растительных остатков не должна превышать 25 см, наличие на поле скоплений неубранной соломы не допускается.
При работе агрегатов по фону свежей пахоты трактора должны быть оборудованы сдвоенными колёсами.
Агрегат АКП-4 является односекционным, а АКП-6 – трехсекционным, с центральной секцией и двумя боковыми, гидроцилиндрами складывающиеся в транспортное положение. Тип, параметры рабочих органов и порядок расположения их на рамах у этих агрегатов одинаковые.
Агрегат АКМ-6 (рисунок 1) состоит из следующих основных сборочных единиц: центральной рамы 1, двух присоединительных рам 2, двух боковых рам 3, восьми дисковых батарей 4, двухдисковой батареи 5, девятнадцати рыхлительных рабочих органов 6, пяти опорно-прикатывающих катков 7, сницы 8, ловителя 9, оси 10, центральной подвесной рамы 11, двух боковых подвесных рам 12, двенадцати подвесок 13, двух кареток 14, колесного хода 15, десяти поводков 16, гидросистемы 17, талрепов 18 и 22, левой балки 19, правой балки 20, двух присоединительных кронштейнов 23, светоотражателей 25 и 26, электрооборудования 27 и поддерживающей балки 28.
Центральная рама 1 центральной секции представляет собой жесткую сварную конструкцию и предназначена для установки на ней четырех дисковых батарей 4, двухдисковой батареи 5, трех опорно-прикатывающих катков 7, сницы 8, четырех подвесок 13, двух кареток 14, колесного хода 15, шести поводков 16, центральной подвесной рамы 11 с одиннадцатью рыхлительными рабочими органами 6, центрального талрепа 18, балок 19 и 20, двух задних светоотражателей 25, гидросистемы 17 и электрооборудования 27.
К боковым балкам центральной рамы 1 посредством крепежных деталей прикреплены присоединительные рамы 2, с которыми шарнирно соединены боковые рамы 3 правой и левой боковых секций. Каждая из двух боковых рам 3 представляет собой жесткую сварную конструкцию и предназначена для установки на ней двух дисковых батарей 4, опорно-прикатывающего катка 7, боковой подвесной рамы 12 с четырьмя рыхлительными рабочими органами 6, четырех подвесок 13, двух талрепов 22, присоединительного кронштейна 23 и гидроцилиндра гидросистемы 17.
На присоединительных рамах 2 монтируются передние световозвращатели 26 и две опоры 30. К центральной раме 1 и присоединительным рамам 2 прикрепляется посредством восьми пластин и восьми болтовых соединений поддерживающая балка 28.
Агрегат соединяется с задним навесным устройством трактора, смонтированным по трехточечной схеме, при помощи присоединительной оси 10, которая вводится в ловитель 9 сницы 8 и фиксируется там двумя стопорами 24.
Рисунок 1 – Агрегат комбинированный широкозахватный
для минимальной обработки почвы АКМ-6
1 – центральная рама; 2 – присоединительная рама; 3 – боковая рама; 4 – дисковая батарея; 5 – двухдисковая батарея; 6 – рыхлительный рабочий орган; 7 – опорно-прикатывающий каток; 8 – сница; 9 – ловитель; 10 – ось; 11 – центральная подвесная рама; 12 – боковая подвесная рама; 13 – подвеска; 14 – каретка; 15 – колесный ход; 16 – поводок; 17 – гидросистема; 18 – центральный талреп; 19 – левая балка; 20 – правая балка; 21 – фиксатор колесного хода; 22 – талреп; 23 – присоединительный кронштейн; 24 – стопор; 25 и 26 – световозвращатели; 27 – электрооборудование; 28 – поддерживающая балка; 29 – подножка; 30 – опора; 31 – фиксатор подвесной рамы
При этом ось предварительно снимают с агрегата и устанавливают в шаровых шарнирах нижних тяг навесного устройства, и фиксируют чеками с пружинными зажимами. Перед отсоединением агрегата от трактора сница устанавливается на подножку 29.
Талреп 18 соединяется двумя пальцами со сницей и рамой центральной секции. Он служит для установки рамы агрегата при заглубленных рабочих органах в горизонтальное положение.
При транспортных переездах агрегата с трактором колесный ход фиксируется на центральной раме в транспортном положении двумя фиксаторами 21, а боковые секции при помощи двух гидроцилиндров гидросистемы 17 укладываются на опорах 30.
В качестве рабочих органов агрегата применены дисковые батареи со сферическими дисками, рыхлительные органы (пружинная стойка со стрельчатой лапой) и трубчатые катки. Порядок расположения их на рамах центральной и боковых секций: спереди фронтально располагаются дисковые батареи «углом назад», потом подвесные рамы с рыхлительными рабочими органами, за ними фронтально задний ряд дисковых батарей «углом вперед», потом двухдисковая батарея в центре центральной секции и сзади трубчатые катки.
Дисковые батареи предназначены для поверхностной обработки почвы, а также перемешивания и заделки в разрыхленном слое растительных остатков. Каждая дисковая батарея состоит из сферических вырезных дисков и сферических цилиндрических дисков диаметром 510 мм, шпулей, вала квадратного, двух упоров вогнутых, двух подшипниковых узлов, четырех стоек, трех упоров выпуклых, шайбы упорной и шайбы пружинной. Шайба упорная прикрепляется на конце вала квадратного болтом с шайбой и гайкой.
Вышеперечисленные детали и подшипниковые узлы скрепляются на валу квадратном гайкой и контргайкой. Стойки прикрепляются к цапфам корпусов подшипников посредством фиксаторов, болтов и шайб. Консистентная смазка в корпуса подшипников подается через масленки. Устройство дисковых батарей центральной и боковых секций аналогично по составляющим конструктивным элементам, приведенным выше, различие состоит в количестве дисков и шпулей. Вырезные и цилиндрические диски на валу чередуются между собой. При этом на батареях центральной секции устанавливается по 8 дисков, а боковых секций – по 6 дисков. Чтобы при стыковых проходах агрегата не образовывались валки, на батареях боковых секций с наружной стороны устанавливаются сферические цилиндрические диски меньшего диаметра (410 мм). Батареи монтируются на рамах центральной и боковых секций в два ряда для двухследной работы. При этом диски заднего ряда батарей производят рыхление почвы в промежутках между следами дисков переднего ряда.
Рыхлительные рабочие органы служат для мелкой обработки почвы на глубину до 16 см. Каждый такой орган состоит из стойки и стрельчатой лапы. Стойка выполнена в виде пружины кручения. Лапа к стойке крепится с помощью двух болтов с потайной головкой. Стойка жестко крепится к балке подвесной рамы посредством двух пластин, болта и хомута.
Агрегат оборудуется девятнадцатью стойками в сборе с лапами: семнадцать стоек с лапами шириной 270 мм и две стыковые стойки с лапами шириной 150 мм. Стыковые стойки монтируются с наружных сторон на подвесных рамах боковых секций, чтобы при стыковых проходах агрегата не образовывались валки.
Опорно-прикатывающие катки предназначены для дробления почвенных комков, выравнивания и прикатывания верхнего слоя почвы. Каждый опорно-прикатывающий каток состоит из трубчатого катка, рамки и двух корпусов подшипников. Трубчатый каток имеет цилиндрическую решетчатую форму со спиральным расположением десяти трубок. Длина катка составляет 1300 мм, а диаметр 450 мм. Каждый трубчатый каток монтируется на рамке и вращается на двух шариковых подшипниках.
Каретки (задняя и передняя) служат для дискретной регулировки угла атаки четырех дисковых батарей, расположенных двумя рядами на раме центральной секции. Каждая каретка состоит из трех кронштейнов, в сборе образующих корпус, в котором монтируются четыре ролика и два амортизатора. Каретка устанавливается на центральной балке рамы и при регулировании угла атаки двух дисковых батарей перемещается по ней посредством рычага и тяги. После регулировки угла атаки батарей каретка фиксируется стопором на кронштейне, приваренном к балке, и дополнительно стопорится на балке четырьмя болтами.
Поводки предназначены для монтажа на агрегате опорно-прикатывающих катков и регулирования их положения на рамах в вертикальной плоскости при установке глубины рыхления дисковых батарей. Каждый поводок состоит из балки, оси, прижима и двух резиновых амортиза-торов. Поводок монтируется на раме при помощи двух пальцев, шайб и шплинтов. Предварительное сжатие амортизаторов до размера 110 мм прижимом достигается путем наворачивания гайки на оси. Вертикальное положение поводка на раме регулируется винтом и контролируется по шкале. Все поводки должны устанавливаться в одинаковом положении. Поводки на агрегате располагаются следующим образом: четыре на раме центральной секции и два на балках, прикрепляемых с двух сторон к этой раме, а также по два на рамах боковых секций.
Колесный ход используется для транспортирования агрегата по дорогам и при выполнении поворотов на поле с выглубленными рабочими органами. При рабочем ходе агрегата колеса находятся в поднятом положении и не оставляют следов на поверхности поля. Для колес применяются шины 13,0/75–16 (модель Бел-104), позволяющие развивать внутреннее давление воздуха 0,35 МПа. Колесный ход оборудован двумя фиксаторами его на центральной раме в транспортном положении.
Управление агрегатом производится трактористом при помощи гидросистемы, подключенной к системе трактора. Гидросистема агрегата предназначена для перевода его из транспортного положения в рабочее, и наоборот, а также для перемещения подвесных рам с рыхлительными рабочими органами в вертикальной плоскости на центральной и боковых секциях при регулировках глубины рыхления почвы. Она состоит из гидроцилиндра, колесного хода, двух гидроцилиндров боковых секций, трех гидроцилиндров подвесных рам, трех гидрозамков, трех разветвителей, шести штуцеров, трех тройников, четырех дросселей, шести корпусов правых разрывных муфт, трубопроводов и рукавов высокого давления. Это гидрооборудование соединяется в три магистрали: магистраль управления гидроцилиндром колесного хода, магистраль управления двумя гидроцилиндрами боковых секций, магистраль управления тремя гидроцилиндрами подвесных рам. При этом один гидрозамок подключается к гидроцилиндру колесного хода и два гидрозамка к гидроцилиндрам боковых секций, а дросселя устанавливаются на гидроцилиндрах боковых секций. Три магистрали правыми корпусами разрывных муфт подключаются к трем секциям гидрораспределителя трактора для независимого управления ими.
Электрооборудование предназначено для обозначения габаритов, указания поворотов и стоп-сигнала при транспортировании агрегата по дорогам и состоит из двух многофункциональных задних фонарей, жгута в сборе с вилкой и двумя розетками, а также двух жгутов в сборе с вилками. Жгуты соединяются друг с другом посредством вилок и розеток и подключаются к задним фонарям. Электрооборудование агрегата подключается к электрооборудованию трактора путем соединения вилки жгута с розеткой, расположенной на кабине трактора.
Технологический процесс, выполняемый агрегатом, заключается в следующем: сначала агрегат с помощью гидросистемы трактора переводится в рабочее положение, включается одна из рабочих передач трактора и начинается движение по полю (по длине гона). При движении агрегата передние секции дисковых батарей производят разрезание и дробление растительных остатков и рыхление почвы, рыхлительные рабочие органы рыхлят почву на необходимую глубину, задние секции батарей и двухдисковая батарея производят дополнительное рыхление почвы и мульчирование обрабатываемого слоя почвы растительными остатками, а трубчатые катки дробят комки почвы, выравнивают поверхность поля, уплотняют почву, создавая ложе для семян.
Работа агрегата на поле производится челночным способом. При поворотах в конце гона агрегат переводится гидроцилиндрами колесного хода и навесного устройства трактора в транспортное положение, производится петлевой поворот на поворотной полосе, затем агрегат переводится в рабочее положение и осуществляется рабочий ход в очередном гоне. После окончания работ на основном массиве поля производится обработка поворотных полос.
По окончании работ агрегат переводится в транспортное положение, производится очистка рабочих органов от почвы и растительных остатков. После этого производится транспортировка его на другое поле или на машинный двор.
Агрегатируется АКМ-6 с тракторами Беларус 2522, Беларус 2822, Беларус 3022 и К-744. При этом на тракторах «Беларус» должны быть установлены передние балластные грузы массой 1350 кг.
В агрегатах АКМ-4 и АКМ-6 предусмотрены следующие технологические регулировки.
– Регулирование углов атаки дисковых батарей.
Углы атаки батарей устанавливаются по рядам раздельно: переднего ряда на 10 и 15 градусов, заднего ряда на 15, 20 и 25 градусов. Двухдисковая батарея имеет постоянный угол установки – 10 градусов.
– Регулирование глубины обработки почвы.
Глубина обработки почвы агрегатом регулируется в пределах от 6 до 16 см в зависимости от выполняемой технологической операции (лущение, мелкая обработка зяби весной или осенью).
Сначала регулируют глубину обработки почвы дисковыми батареями путем установки регулировочными винтами поводков опорно-прикатывающих катков в одинаковое заданное положение на рамах секций, а чтобы диски переднего и заднего рядов батарей заглублялись одинаково, регулируют центральным талрепом горизонтальность рам. Контроль устанавливаемой глубины осуществляют по шкале. Максимальная величина заглубления дисков в почву составляет 10 см.
После проведения этих регулировок в транспортном положении агрегата производят предварительное сжатие на каждом поводке резиновых амортизаторов до высоты 110 мм.
Глубина рыхления почвы рыхлительными рабочими органами устанавливается при помощи гидроцилиндров подвесных рам путем перемещения их в вертикальной плоскости и стопорения в одном из шести отверстий на секторах кронштейнов рам фиксаторами. Регулирование глубины рыхления производится дискретно через 2 см в пределах от 6 до 16 см. При этом при глубине хода дисков 10 см рыхлительные рабочие органы можно устанавливать относительно нижних кромок дисков на 4 см мельче и на 6 см глубже.
Установка и проверка заданной глубины рыхления почвы агрегатами производится в поле в зависимости от выполняемой технологической операции. В процессе пробного прохода сначала линейкой замеряют глубину хода дисков батарей в почве. Потом после прохода агрегата определяют вертикальным погружением линейки глубину обработанного слоя почвы. Так как рыхлительные рабочие органы заглубляются в почву обычно глубже дисков, то полученные этим способом замеры будут характеризовать глубину рыхления рыхлительными рабочими органами с учетом уплотнения разрыхленной почвы трубчатыми катками.
Освоение производства агрегатов АКМ-6 ГНТП «Белсельхозмеханизация» предусмотрено проводить на РПДУП «Экспериментальный завод» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства».
Эффективность применения агрегатов АКМ-4 и АКМ-6 определяется снижением затрат труда и расхода топлива за счет совмещения операций (рыхление, мульчирование, выравнивание и прикатывание). Годовой приведенный экономический эффект агрегатов АКМ-4 и АКМ-6 со-ставляет 27 716,7 и 26 448,9 тыс. рублей соответственно. При этом на каждом гектаре экономится 6,47 и 5,07 кг топлива и 0,35 и 0,22 чел.-ч/га затрат труда соответственно.
Для приобретения АКМ-4, АКМ-6 обращайтесь по телефонам:
-
8 (044) 546 21 58
-
8 (017) 356 87 86
Подробная информация: АКМ-4,6 Проспект
e-mail: marketing-belagromech@yandex.by