Генеральный конструктор и его машины - РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства»
БелАгроМех
    BE EN RU
ТИПОГРАФИЯ
+375 17 272-57-29
Пн-Чт: 8.30-17.30, Пт 8:30-16:15, Обед 13.00-13.45
+375 17 272-02-91
    BE EN RU

Генеральный конструктор и его машины

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. № 1682 генеральный директор РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Владимир Самосюк был назначен генеральным конструктором по прицепной, полуприцепной, навесной, полунавесной и монтируемой сельскохозяйственной технике в нашей стране.

Для реализации инновационных технологий НАН Беларуси, Минсельхозпродом, Минпромом, ГКНТ совместно с другими заинтересованными организациями на основе одобренной Правительством республики Концепции разработаны Системы перспективных машин для производства продукции растениеводства, животноводства и птицеводства на 2011–2015 годы. В рамках Системы машин для растениеводства запланировано создание и производство 264 наименований техники, в том числе: разработка — 81, освоение производства — 106 и серийный выпуск — 77 наименований машин и оборудования. В рамках Системы машин для животноводства и птицеводства — соответственно 184, в том числе — 51, 94 и 39 наименований машин и оборудования.

Более 60% из общего числа требуемых машин относятся к категории прицепных, полуприцепных, навесных, полунавесных и монтируемых. РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» является основным разработчиком данного вида техники в республике. Однако реально определять и управлять единой технической политикой в стране по данному разделу сельхозмашиностроения не уполномочена ни одна из организаций.

В результате ряд заводов выпускает однотипную продукцию по собственной документации, а в большинстве случаев различных зарубежных производителей. Такая разномарочность не позволяет оптимально комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Машины с существенно различающимися техническими параметрами агрегатируются с одним и тем же трактором. В результате затраты на выполнение операции могут различаться на 30–50%. Кроме того, подобная разномарочность во всей технологической цепочке приводит к значительному снижению производительности и выработки на 15–30%.
Одновременно при эксплуатации такого машинно-тракторного парка создается проблема с запасными частями, особенно если машины сделаны «отверточной» сборкой по зарубежной документации. Имеют место факты завоза из-за рубежа машин, которые в дальнейшем оказываются неработоспособны и неэффективны в условиях нашей страны. При этом наличие в машинно-тракторном парке большого количества техники одного назначения различных фирм и стран производителей значительно усложняет обучение и работу механизаторов.

Такая техническая политика в области прицепных, полуприцепных, навесных, полунавесных и монтируемых машин приводит к тому, что сложно, а иногда и невозможно оптимизировать комплекс машин по показателям энергоматериалоемкости, расходу топлива, затратам труда и финансов под конкретную технологию для конкретной сельскохозяйственной продукции. Поэтому данная проблема сельхозмашиностроения требует немедленного решения.

Генеральному конструктору и руководителю Центра Владимиру Самосюку совместно с рядом организаций предстоит в этом году уточнить программу выпуска намеченного вида техники в Беларуси, пересмотреть и оптимизировать количество заводов-изготовителей, а главное — выработать техническую политику на перспективу, которая отражена в утвержденной Системе машин на 2011–2015 годы.

Подготовил Андрей МАКСИМОВ
Фото автора, «Веды»