Владимир САМОСЮК — о направлениях работы НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства при создании уникальной новой техники.
В РЕСПУБЛИКЕ принята концепция системы перспективных машин на 2011—2015 годы, которая предусматривает конкретный перечень агрегатов, необходимых для каждой отрасли агропромышленного комплекса. Она разработана учеными Национальной академии наук Беларуси, Минсельхозпродом и Министерством промышленности. В концепцию включено 435 наименований машин и оборудования, в том числе 327 для растениеводства и 108 — для продукции животноводства.
— Это будут машины и оборудование пятого и шестого технологического укладов, с максимальной начинкой электроники, — подчеркивает генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства кандидат экономических наук Владимир Самосюк. — Они позволят оптимизировать капиталовложения на переоснащение парка, обеспечить существенный рост производительности труда, снизить энерго- и ресурсопотребление, создать благоприятные условия для производства сельхозпродукции, повысить ее конкурентоспособность.
Наиболее перспективным направлением должно стать создание новых тракторов и комбайнов с мощностью двигателя до 350 лошадиных сил. По расчетам специалистов, удельный вес энергонасыщенных машин будет к концу пятилетки не менее 15 процентов, или 8 тысяч единиц.
Прогрессивные технологии в растениеводстве требуют и соответствующих подходов, поэтому одна из основных задач — освоение производства почвообрабатывающих агрегатов блочно-модульного типа с шириной захвата 9 и 12 метров. Будут также разработаны система машин точного земледелия с использованием спутниковой навигации, сеялки прямого посева с захватом 6 метров.
Планируется внедрить новые типы машин для внесения удобрений, которые были бы более проходимыми на переувлажненном поле. Сегодня темпы обновления таких агрегатов не превышают 1–2 процента в год, что в 5–10 раз ниже требуемых инноваций. По заказу села уже началось создание самоходного картофелеуборочного комбайна, комплекса машин для уборки моркови и столовой свеклы, модульной сушилки контейнерного типа для лука-севка, комплекта оборудования для создания микроклимата в овощехранилищах. Сейчас хозяйства остро нуждаются в зерновых хранилищах силосного типа, емкость которых в целом по республике должна обеспечить хранение не менее 6 миллионов тонн зерна.
Актуальной проблемой остается и обеспечение сельхозпредприятий качественным посевным материалом. Для этого в республике предусматривается в новой пятилетке строительство 40 семенных заводов и линий производительностью 5–12 тысяч тонн семян в год. Ученые готовы предоставить хозяйствам конструкции таких линий.
— В 2011 году будет на 50 процентов снижена стоимость техники, которая изготовлена по государственным научно-техническим программам, — говорит Владимир Самосюк. — Таким образом, нам, ученым и конструкторам, будет легче внедрять свои разработки. Это несомненное достижение, и оно пойдет только на пользу отечественной науке, белорусским производителям и, конечно же, аграриям.
Сейчас НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства при создании новой техники работает в нескольких направлениях. Первое — это собственные разработки. А второе направление — сотрудничество с иностранными фирмами. Выбираются машины и агрегаты, которые необходимы нашему сельхозпроизводителю и защищены патентом. Затем проводятся переговоры о локализации их производства уже на территории нашей страны. Кстати, согласно требованиям правительства республики, локализация должна составлять в итоге не менее 60 процентов. В итоге на выходе мы получаем технику мирового уровня. Заметим, что в рамках Таможенного союза у белорусских производителей есть право работать на всей территории СНГ и, как говорится, грех им не воспользоваться.
И еще несколько любопытных цифр… Подсчитано, что реализация концепции системы перспективных машин при полном ее освоении позволит снизить эксплуатационные затраты при производстве озимой пшеницы и ярового ячменя до 20 процентов, сахарной свеклы — до 10, кукурузы на силос — до 15, а картофеля — до 40 процентов. Значительно уменьшится и расход топлива.
Александр ШЕВКО, «БН»