Беспривязное содержание коров с доением в специально оборудованных залах широко внедряется сегодня на белорусских молочных комплексах и фермах. Сейчас в нашей стране эксплуатируются 592 доильных зала импортного и отечественного производства. Все они оснащены высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием, включающим сложные электронные блоки управления и точные исполнительные механизмы. Понятно, что эффективная эксплуатация современного доильного оборудования невозможна без качественного технического обслуживания и ремонта, для чего необходимо создание современной ремонтно-обслуживающей базы и подготовки сервисного персонала соответствующей квалификации.
Специалисты считают, что пока технический сервис доильного оборудования у нас в стране (во многих случаях из-за отсутствия необходимых диагностических приборов, оснастки, технической документации) производится не в полном объеме, и это сказывается на качестве и количестве получаемого молока. Порой даже незначительные нарушения технологии доения приводят к тому, что совокупные потери молочного сырья могут достигать более 30%.
Именно поэтому для обеспечения бесперебойной работы современного доильного оборудования ученые Центра по механизации сельского хозяйства предложили систему технического обслуживания с использованием сервисных постов. Она предусматривает проведение простых операций ежесменного технического обслуживания (ЕТО) и первого номерного технического обслуживания (ТО-1) слесарем хозяйства, закрепленным за МТФ. Более сложные операции ТО-2, ТО-3 с элементами диагностирования выполняются представителями районных сервисных служб системы РО «Белагросервис», которые оснащены мобильными постами.
Как рассказал заведующий лабораторией «Технический сервис в АПК» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Владимир Клыбик, для этих целей был разработан пост диагностический передвижной ПДП-1 с комплектом оборудования, который предназначен для проведения работ по техническому обслуживанию, диагностике и текущему ремонту доильных установок. Он смонтирован на базе автомобиля фургона ГАЗ-2705 и состоит из двух отсеков: пассажирского – для перевозки сервисно-технического персонала в количестве трех человек, включая водителя; технического отсека, предназначенного для хранения и обеспечения сохранности при транспортировке приборно-инструментального комплекта оборудования, ремонтно-обменного фонда и вспомогательного оборудования для организации рабочего места в доильном зале.
– Наиболее важным элементом поста является приборный комплект для экспресс-диагностики и комплексного контроля основных узлов и систем доильных установок в процессе их эксплуатации отечественными производителями, – пояснил В.Клыбик. – Он имеет возможность измерять следующие технические параметры: производительность и эффективный запас производительности вакуумного насоса; чувствительность вакуум-регулятора; стабильность и величину падения вакуума в вакуумных кранах, вакуум-проводе, доильной системе (молокопроводе, доильных стаканах); частоту пульсаций. Кроме этого, комплектация поста включает автоматизированное устройство диагностирования асинхронных двигателей без разборки и снятия напряжения, приспособления для монтажа, демонтажа и замены часто используемых расходных материалов, комплекты слесарных инструментов и другое вспомогательное оборудование.
В качестве учебного пособия для мастеров сервисного персонала в комплект поста входит руководство по диагностике, техническому обслуживанию и текущему ремонту доильных залов, разработанное совместно со специалистами завода-изготовителя ОАО «Гомельагрокомплект». В руководстве приведено обоснование параметров и указаны точки диагностирования отечественных доильных установок, подробно изложены операции по дооборудованию и проведению диагностирования, по техническому обслуживанию.
Наличие в одном посту полного комплекта оборудования и квалифицированных специалистов по его использованию, высокая мобильность позволит обеспечить выполнение всех операций планово-предупредительной системы технического обслуживания, а также значительно уменьшить время ремонта в случае аварийных поломок, что ведет к снижению потерь молочной продукции. И самое главное – передвижные посты позволяют снизить затраты на ремонт до 15% и увеличить срок службы доильных установок на 3–5 лет.
Подготовил Андрей МАКСИМОВ, «Веды»