Особенности подготовки и работы почвообрабатывающей и посевной техники на осеннем севе под урожай 2011 года - РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства»
ПРИЕМНАЯ
+375 17 272-02-91
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
+375 17 356-87-86

Особенности подготовки и работы почвообрабатывающей и посевной техники на осеннем севе под урожай 2011 года

Качество обработки почвы и посева определяется соответствием основных показателей работы почвообрабатывающих и посевных машин заданным агротехническим требованиям, что достигается их правильной технологической настройкой и регулировкой. Прежде всего, каждая машина должна быть комплектной, исправной и иметь правильную расстановку рабочих органов. Регулировки и технологические настройки механизаторы должны проводить сначала на специальных ровных площадках машинного двора, а окончательные – совместно с агрономами при первых проходах агрегатов в поле.

Подготовка пахотных агрегатов
Несмотря на достигнутые успехи в разработке почвообрабатывающих орудий, вспашка поля с помощью плуга по-прежнему играет решающую роль в обработке почвы. Вспашка обеспечивает оборачивание пласта, крошение и перемешивание почвы, позволяет заделывать в почву все пожнивные остатки и органические удобрения, а также уничтожать сорняки. Кроме того, она позволяет перемещать к поверхности почвы питательные вещества, вымытые водой в нижней части пахотного горизонта.
Важнейшее условие качественной зяблевой вспашки – раннее проведение. При этом обеспечивается надежное уничтожение сорной растительности и вредителей, происходит накопление влаги и питательных веществ в почве. Кроме того, в августе-сентябре подъем зяби примерно в 1,5 раза производительнее, чем в более позднее, обычно холодное, дождливое время.

Качественная ранняя зябь – залог высокой культуры земледелия и хороших результатов.
Качественной считается вспашка с равномерным крошением почвы, со слитной, слегка гребнистой поверхностью, без высоких свалов, глубоких разъемных борозд (при вспашке загонными плугами) и с полной заделкой растительных остатков.

Требования к вспашке каждого поля дифференцируются агрономом в соответствии с целями и почвенно-климатическими условиями. Высокое качество пашни достигается в результате правильного выбора и регулировки плуга и сменных рабочих органов к нему, применения оптимального скоростного режима работы агрегата. Причиной низкого качества вспашки является позднее проведение лущения и пахоты из-за задержки с уборкой соломы. Нередко месяц-полтора поля после уборки культуры не обрабатываются, в результате чего они зарастают сорняками.

Значительно снижают качество пахоты также плохая выравненность поверхности пашни и огрехи. Неровная поверхность часто бывает следствием некачественной уборки соломы, остатки которой забивают плуги. После их очистки на поле остается много наволоков соломы, перемешанной с почвой, что служит причиной поломок и низкой производительности машин при последующих работах.

Основными пахотными агрегатами, которые будут применяться в республике на осенне-полевых работах в 2010 году, являются агрегаты, состоящие из трактора К-701 и плуга ПГП-7–40, трактора «БЕЛАРУС-3022» и плуга ППО-8–40. При их подготовке необходимо обратить внимание на то, что плуги должны комплектоваться корпусами одного типа. Носки лемехов должны находиться на одной линии, а кромки лезвий лемехов располагаться в одной плоскости. Выступание лемеха за отвал не должно превышать 10 мм, а над отвалом – не более 2 мм. Утопание головок болтов не должно составлять более 1 мм. При большем утопании болты заменить. Допустимое отклонение размеров лемехов: 10 мм – по ширине; 5 мм – по длине спинки; 10 мм – по длине лезвия; 1 мм – по толщине режущей кромки. На корпусах должны быть установлены углоснимы. Положение отвала углоснима относительно отвала корпуса регулируется в зависимости от глубины пахоты. Правильно отрегулированный углосним должен срезать угол оборачиваемого пласта и сбрасывать его на дно борозды впереди корпуса.

Поскольку эти плуги имеют предохранительные устройства, то в зависимости от типа почвы, на которой необходимо производить вспашку, для плугов ПГП-7–40 необходимо отрегулировать начальное давление масла в системе предохранителей, которое должно составлять при вспашке легких и средних почв 6,0–7,5 МПа и 7,0–9,0 МПа при вспашке тяжелых почв, а для плугов ППО-8–40 произвести предварительное сжатие рессоры при помощи регулировочных болтов до размера 700 мм между осями крепления.

При подготовке пахотного агрегата, главным образом с плугом ППО-8–40, особое внимание должно быть уделено подготовке трактора «БЕЛАРУС-3022». Подготовка трактора заключается в расстановке передних и задних колес, установке на переднюю навеску балластных грузов (1100 кг), в проверке давления в шинах колес, установке требуемой длины раскосов навески.

Правильная расстановка колес является необходимым условием оптимальной работы трактора и плуга. Передние колеса должны быть расставлены на широкую колею, т.е. их необходимо поменять местами, а задние расставлены так, чтобы расстояние между внутренним обрезом передних и задних колес было одинаковым. Допускается расстановка передних колес с расстоянием на 20…100 мм больше, чем задних.
Во время пахоты должно быть установлено одинаковое давление в каждой шине. Оно определяется реальной нагрузкой, которую несет колесо во время работы. Для этого используйте рекомендуемую тракторным заводом таблицу соотношений нагрузки и давления. Давление должно устанавливаться в «холодных шинах» и составлять 0,15–0,17 МПа.

При работе с оборотным плугом длина раскосов должна быть одинаковая, т.е. перекос в поперечно-вертикальной плоскости должен быть минимальным. Длина должна измеряться между осями шарниров и составлять 1020 мм. При работе с плугом для обеспечения его горизонтального перемещения необходимо использовать паз стяжки. После этого натянуть ограничительные цепи навесной системы трактора.

Глубина вспашки оборотным плугом ППО-8–40 устанавливается непосредственно в поле. Для этого на втором проходе агрегата, когда трактор одной стороной находится в борозде, приступают к регулировке глубины. При помощи изменения положения гайки на штоке механизма регулирования глубины пахоты и упоров опорных колес опорной тележки и опорного колеса осуществляется регулировка глубины задней части плуга. Передняя часть плуга регулируется с помощью рукоятки силового регулятора. После установки глубины производим ее корректировку.

Корректировка глубины пахоты производится для того, чтобы все корпуса пахали на одинаковую глубину. Для этого прежде всего необходимо выровнять раму так, чтобы она была параллельна поверхности почвы. При этом корпуса плуга будут установлены перпендикулярно поверхности почвы. Здесь наклон плуга в сторону невспаханного поля приводит к мелкой вспашке первым корпусом. Если, наоборот, плуг наклонен в сторону пахоты, заметны более глубокое заглубление первого корпуса и плохая стабильность хода плуга (нужно подворачивать колеса трактора).

Выравнивание плуга в продольной плоскости производится при помощи верхней тяги навески трактора.
Установить ширину захвата первого корпуса можно с помощью талрепа. При этом происходит как изменение ширины захвата первого корпуса, так и линия тяги всего плуга. Правильная настройка позволяет работать корпусам с наименьшим давлением на полевую доску.

Настройку навесного плуга ПГП-7–40 на заданную глубину вспашки производят на ровной площадке с твердым покрытием. Для этого трактор с навешенным плугом устанавливают на бруски, высота которых равна разности заданной глубины вспашки и глубины погружения колес в почву (2…3 см). Бруски устанавливаются под все колеса трактора, т.к. он движется вне борозды, и опорные колеса плуга. Потом винтовым механизмом опорного колеса опускают плуг до касания корпусами поверхности площадки. Правым раскосом и верхней центральной тягой механизма навески трактора выравнивают раму плуга в продольном и поперечном направлениях и делают соответствующие отметки на стойке механизма опорных колес и винтах раскоса и центральной тяги навески трактора. Окончательную настройку плуга на заданную глубину вспашки производят в полевых условиях.

Поскольку плуг ПГП-7–40 является загонным, то качество вспашки таким плугом во многом зависит от способов формирования свальных гребней и разъемных борозд, а также прямолинейности движения агрегата при первых проходах.

Наиболее приемлемым способом формирования свального гребня по технике исполнения является способ отпашки, который выполняется за три прохода. Для первого прохода плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхости поля, а последний пахал на заданную глубину. Для второго прохода плуг устанавливают так, чтобы все корпуса пахали на полную заданную глубину. При этом трактор направляют таким образом, чтобы первый корпус плуга поднимал предпоследний гребень от первого прохода и часть почвы пересыпал через последний гребень во вспаханную борозду. Третий проход выполняют так, как при обычной пахоте, окончательно засыпая первую борозду и образуя свальный гребень.

Разделку разъемных борозд производят после окончания вспашки всего поля на основных загонах и поворотных полосах. Плуг регулируют так, чтобы передний корпус шел на полную глубину или даже на 3…4 см глубже, а последний скользил по поверхности поля. Трактор следует вести правым колесом у кромки разъемной борозды, чтобы первый корпус плуга оборачивал ранее вспаханный слой в борозду. Заделка разъемной борозды осуществляется за прямой и обратный проходы агрегата. Формирование свальных гребней и заделку разъемных борозд можно также производить за один проход дисковыми боронами шириной захвата 2–3 м. При этом угол атаки передних батарей устанавливают минимальным, а задних – максимальным.

В целях ускорения подготовки почвы под посев вспашку проводят комбинированными агрегатами – плугами с приспособлениями для усадки и дополнительной обработки пласта. Производство приставок ко всем оборотным плугам семейства ППО нала-жено на ДП «Минойтовский ремзавод» (ПД-1,6; ПД-2,0; ПД-3,6).
Определенные трудности составляет обработка пласта многолетних трав. Но, как показывает практика, и здесь можно получить хорошие результаты, если: тщательно и на низком срезе убрана трава; в агрегате с плугом использовано приспособление для усадки пласта и его дополнительной обработки; предварительная разделка пласта выполнена неглубоко (5–7 см) и в направлении пахоты; применены полувинтовые и винтовые корпуса с углоснимами или предплужниками.

В настоящее время в республике принята единая система зяблевой обработки почв как для равнинных полей, так и для полей, расположенных на склонах. Зяблевая вспашка с оборотом пласта склоновых земель без учета рельефа местности в значительной степени подвергает почву эродирующему действию талых и ливневых вод. Особенно сильный смыв и размыв почв происходит ранней весной при таянии снега, когда почва еще промерзшая и не может впитывать талые воды.

Так как промышленностью не налажено производство специальных машин для обработки склонов, то для выполнения этих работ приходится использовать существующие машины. Отличительная особенность их использования будет заключаться в том, что выполнение операций по обработке необходимо проводить не в направлении, а поперек склона. Если необходимо провести предпосевную подготовку в два следа, то первый проход агрегата необходимо проводить в направлении, а второй – поперек склона.

Подготовка агрегатов для предпосевной обработки почвы и посева
С учетом достигнутого уровня урожайности культур в ближайшей перспективе в республике предпосевная подготовка почвы и посев будут осуществляться как раздельно, так и совмещенно.

Для раздельной подготовки почвы и посева на осеннем севе 2010 г. будут, в основном, использоваться агрегаты типа АКШ и сеялки типа СПУ и С-6Т, а для совмещенного посева – почвообрабатывающе-посевные агрегаты АППМ-6, АПП-6АБ производства ОАО «Брестский электромеханический завод», АПП-6А, АПП-6П, АПП-6Д, АПП-6Г производства ОАО «Лидагропроммаш» и АППА-6, АППА-6–01, АППА-6–02 производства ОАО «Бобруйсксельмаш».

Предпосевная подготовка почвы является финишной и наиболее ответственной операцией, от которой во многом зависит конечный результат. Только мелкокомковатый и нераспыленный, выровненный, подуплотненный и чистый от растительных остатков верхний посевной слой почвы может обеспечить устойчивый ход сошников и неглубокую равномерную заделку семян. Требуемое качество достигается за один проход комбинированными машинами АКШ.

При подготовке агрегатов АКШ необходимо обращать внимание на то, чтобы наклон в радиальном направлении планок катков совпадал с направлением вращения. Тогда планки будут заглубляться в почву не наружной кромкой, а боковой поверхностью. При этом катки будут работать в режиме «уплотнения». Катки по навивкам должны чередоваться как в секции, так и по смежным секциям. Кроме того, должны быть отрегулированы пружины догрузки боковых секций (АКШ-6; АКШ-7,2) и отрегулирована нагрузка на передние и задние катки. На правильно отрегулированных агрегатах расстояние от верхнего стакана, в котором установлены пружины догрузки, до нижней поверхности фланца должно составлять 360 мм, а длина талрепа для работы на легких и тяжелых почвах быть 930–950 мм для агрегатов АКШ-6; АКШ-7,2 и 610 и 650 мм для агрегатов АКШ-3,6.

При подготовке почвообрабатывающе-посевных агрегатов и сеялок необходимо провести следующие работы. Тщательно проверить состояние креплений, наличие гаек и шплинтов согласно инструкциям; смазать трущиеся детали и узлы по схеме. Проверить правильность расстановки сошников на раме, надежность их крепления. Для обеспечения равномерности глубины заделки семян необходимо проверить все нажимные пружины сошников или резиновые амортизаторы крепления сошников на усилие динамометром. Обратить внимание на состояние прикатывающих каточков, которые устанавливаются на сошниковых группах большинства агрегатов, семяпроводов, и их крепление к сошникам, наличие в бункере сетки.

Поскольку выполнение всех агроприемов по уходу за посевами зерновых культур в период вегетации с минимальными повреждениями растений и точной стыковкой обрабатываемых полос возможно только при проведении сева с образованием технологической колеи, то все агрегаты и сеялки должны иметь маркерные устройства и комплектоваться оборудованием для образования технологической колеи. Вместе с тем при наличии маркерной линии обеспечить требуемые стыковые междурядья для большинства агрегатов сложно, т.к. тракторист при движении ориентируется серединой трактора по следу маркера. Поэтому на тракторах строго по центру на капоте необходимо закрепить металлический пруток (вроде мушки прицела винтовки). Это дает возможность вести агрегат строго по маркерной линии, обеспечив тем самым стыковое междурядье.

Несмотря на большую номенклатуру машин для посева, большая часть их имеет систему высева, аналогичную сеялке СПУ-6, у которой норма высева устанавливается на дозирующем устройстве за счет перемещения задвижки шпинделем путем прокручивания его за рукоятку. Дозирующее устройство имеет два положения, которые устанавливаются запорной ручкой. При высеве зерновых и зернобобовых культур ручку устанавливают в положение «Н» (нормальный высев), а трав и овощных культур – в положение «М» (мелкий высев). При нормальном высеве рабочая длина катушки в приемной камере дозирующего устройства изменяется от 0 до 110 мм, а при мелком высеве – от 0 до 25 мм. Кроме того, при мелком высеве уменьшается площадь поперечного сечения желобков катушки. При этом запорная ручка в положение «М» ставится только при пустом бункере и полном закрытии катушки задвижкой.

Для предварительной установки сеялки на норму высева конкретной культуры пользуются установочной таблицей, приведенной в руководстве по эксплуатации, а контроль осуществляют по шкалам дозирующего устройства.

Одновременно с установкой нормального или мелкого высева воздушно-дроссельный клапан на вентиляторе ставится, соответственно, в положение «О» (открытое) или «З» (закрытое заслонкой с отверстием).

Для обеспечения посева заданной нормы высева необходимо: 1) наряду с установкой сеялки на заданную норму высева на стационаре, уточнять полученные результаты непосредственно в поле, на скорости, предусмотренной для засева данного поля; 2) при установке нормы высева учитывать пробуксовку колес (если привод высевающих аппаратов осуществляется от опорного колеса); 3) при использовании агрегатов и сеялок с пневматической системой высева помнить, что подача семян в сошники осуществляется только после того, как агрегат или сеялка проедет около 5 метров. Поэтому, особенно при вынужденных остановках в поле, агрегат необходимо сдать назад, а только потом снова начинать посев; 4) на поворотных полосах отключать высевающие аппараты; 5) пользоваться маркерными устройствами, которые позволяет выдержать ширину стыковых междурядий.

Запрещается перевозить сеялки или почвообрабатывающе-посевные агрегаты, заправленные семенами. Заправку производить только на поле. При заправке сеялок и агрегатов семенами и удобрениями следить за тем, чтобы в бункер не попадали посторонние предметы, а гранулированные удобрения были просеяны через сито с ячейкой 5…6 мм. Перед поворотом посевных машин сошники и рыхлительные рабочие органы поднимают в транспортное положение. Поворот с опущенными сошниками и рыхлительными рабочими органами вызывает деформацию и поломки деталей их навески. Повороты выполняются на пониженной скорости. Задний ход сеялок и агрегатов с опущенными сошниками и рыхлительными рабочими органами недопустим, так как ведет к поломкам.

Дозаправка посевных машин семенами и удобрениями производится до полного опорожнения бункера.
Будущий урожай во многом определяется оптимальной глубиной заделки семян. Неравномерное размещение семян по глубине ведет к недружному развитию растений и созреванию зерна. Так, при равномерном посеве полная спелость наступает в течение двух-трех дней, а при неравномерном – в течение шести-семи дней, что способствует увеличению потерь при уборке.

Для обеспечения заданной глубины заделки семян необходимо: 1) тщательно выровнять поле предпосевными обработками; 2) не превышать скорости посевных агрегатов по полю (для сеялок СПУ – 10 км/ч); 3) на посеве использовать только трактора со сдвоенными колесами, что позволит избежать образования глубокой колеи.

Наряду с традиционными обработками почвы все более широкое применение получают технологии минимальной обработки почвы. Для их осуществления, в основном, используются машины с дисковыми или дисколаповыми рабочими органами, у большинства которых дисковые рабочие органы установлены на индивидуальных подвесках. При подготовке таких машин надо помнить, что качественная их работа может быть достигнута только тогда, когда все диски будут обеспечивать одинаковую глубину обработки. Этого можно достичь только в том случае, когда их подвесные устройства, будь то резиновый амортизатор, пружина сжатия или упругая металлическая пластина, имеют одинаковое усилие. Поэтому при ремонте необходимо все подвесные устройства дисков проверять на усилие срабатывания динамометром.

Одной из операций, которую необходимо проводить при подготовке машин, должна быть проверка и, при необходимости, регулировка зазора колесных подшипников. От правильной установки и регулировки подшипников зависит не только предотвращение быстрого износа деталей, но и недопущение во время эксплуатации машин несчастных случаев.