Агрегат комбинированный почвообрабатывающий АКП-3 (в дальнейшем — агрегат) предназначен для подготовки под посев сельскохозяйственных культур средних и тяжелых по механическому составу минеральных почв и за один проход выполняет рыхление, выравнивание и прикатывание почвы с созданием в посевном слое уплотненного семенного ложа.
Агрегат работает на минеральных почвах среднего и тяжелого механического состава с абсолютной влажностью не более 20 %, твердостью почвы в обрабатываемом слое не более 2 МПа, допускается наличие отдельных камней размером до 10 см. Рельеф почвы должен быть ровный, уклон поля — не более 80.
Предшествующими технологическими операциями для агрегата являются гладкая вспашка или безотвальная обработка почвы чизельным культиватором. Микрорельеф ровный или мелкогребнистый (допускаются неровности не более 7 см).
Агрегат агрегатируется с тракторами класса 3,0 (Беларус 1522). Допускается агрегатирование с тракторами класса 2,0 (Беларус 1221) при снижении показателей производительности.
К работе с агрегатом допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, изучившие руководство по эксплуатации и прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе с навесными машинами с активными рабочими органами.
Для предупреждения несчастных случаев и поломки агрегата ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Включать ВОМ и эксплуатировать агрегат, если не установлены и не приведены в функциональное положение все защитные приспособления, предусмотренные конструкцией.
- Находиться ближе 10 м от агрегата во время его работы. Необходимо обеспечить отсутствие людей перед включением роторов в опасной зоне, в которой они вращаются.
- Производить перевод агрегата в транспортное положение при включенном ВОМ, а также повороты и движение задним ходом в рабочем положении агрегата.
- Производить очистку, регулировку, устранение неисправностей, техническое обслуживание агрегата при работающем двигателе трактора.
- Транспортная скорость трактора с агрегатом на дорогах с твердым покрытием не должна превышать 15 км/ч. Транспортировка агрегата по выбитым дорогам требует особого внимания тракториста, скорость в этих случаях не должна превышать 8 км/ч
При эксплуатации следует обращать внимание на опасные места агрегата, обозначенные предупреждающими знаками, значение которых поясняется ниже.
Агрегат разрешается эксплуатировать только с защитными приспособлениями! Перед снятием защитного приспособления отключайте ВОМ, глушите двигатель и вынимайте ключ из замка зажигания! |
|
При работающем двигателе и подсоединенном карданном вале соблюдайте достаточное расстояние от зоны вращающихся зубьев! | |
При работе или транспортировке не разрешается находиться на агрегате! | |
Исключить попадание рук в опасную зону, пока рабочие органы находятся в движении! | |
Не касайтесь руками движущихся частей агрегата. Подождите их полной остановки! | |
Остерегайтесь вылетающих посторонних предметов! |
Подготовка агрегата к эксплуатации
1. Изучить руководство по эксплуатации, обратив особое внимание на меры безопасности при работе с агрегатом.
2. Проверить крепление составных частей агрегата и ограждений, затяжку резьбовых соединений. Ослабленные соединения подтянуть.
3. Навесить агрегат на трактор. Соединение агрегата с трактором производить согласно рисунку 1:
— закрепить ось 2 навески агрегата в нижних тягах навесного уст-ройства трактора;
— подвести трактор задним ходом к агрегату и ввести ось 2 навески в ловители 3 навесного устройства;
— заглушить двигатель трактора и зафиксировать ось 2 навески в ловителях 3 с помощью замка 6, пальца 4 и шплинта 5;
— присоединить верхнюю тягу навесной системы трактора к агрегату. Рама агрегата должна быть параллельна поверхности поля в продольном и поперечном направлениях;
1 — рама; 2 — ось автосцепки; 3 — ловитель; 4 — палец; 5 — шплинт; 6 — замок
Рисунок 1 – Схема соединения агрегата с трактором
— двукратным подъемом и опусканием агрегата проверить надежность соединения его с трактором;
— присоединить карданный вал, кожуха карданной передачи зафиксировать;
— стяжками раскосов навесной системы трактора устранить боковое смещение агрегата.
4. Установить частоту вращения ВОМ трактора на 1000 об./мин.
5. При помощи гидравлической навесной системы трактора агрегат медленно опустить вниз настолько, чтобы зубья агрегата находились непосредственно над почвой, но не касались ее.
6. Включить ВОМ трактора на малых оборотах двигателя, а затем, убедившись в том, что агрегат работает нормально, довести обороты до номинальных.
7. Произвести обкатку агрегата в течение 20–30 минут на холостом ходу.
8. При обнаружении во время обкатки неисправностей в работе агрегата (чрезмерный нагрев подшипников, течь смазки, излишний шум и др.) выяснить причину и устранить.
9. Обкатку агрегата под нагрузкой производить в поле, используя его в работе в течение 5 часов при рабочей скорости ниже допустимой на 30–40%. Периодически проверять техническое состояние агрегата, при обнаружении неисправностей выяснить причину и устранить.
Правила эксплуатации и регулировки
1. Эксплуатировать можно только технически исправный и правильно отрегулированный агрегат.
2. Рабочая скорость движения выбирается исходя из условий работы. При работе агрегата на неровных участках и при максимальной глубине, когда наблюдается перегрузка двигателя трактора, скорость агре-гата необходимо уменьшить.
3. Для качественной обработки почвы, согласно требуемым видам работ, рабочие органы агрегата установить с «активным» или «пассивным» углом атаки в соответствии с рисунком 6.
4. Для обеспечения качественной работы и исключения поломок агрегата следует выполнять следующие условия:
— перед работой проверить техническое состояние агрегата;
— следить за износом рабочих органов. Выбраковочным размером является износ при длине Lmin = 150 мм. Зубья должны меняться, чтобы избежать повреждений и износа держателей рабочих органов, особенно при работе агрегата на максимальной глубине;
— повороты производить только при выглубленных рабочих органах агрегата;
— во время работы агрегата рычаг управления распределителем гидроподъемника трактора должен быть в положении «плавающее».
5. При ремонте центрального редуктора или замене конической пары шестерен должен быть отрегулирован зазор между парой 0,16…0,32 мм, осевой зазор конических подшипников для ведущего и ведомого валов 0,08…0,15 мм и осевой зазор валов горизонтального редуктора 0,08…0,15 мм изменением толщины прокладок под крышкой ведомого вала.
Технологические регулировки агрегата
1. Установка необходимой глубины обработки почвы (рисунок 2)
Регулировка осуществляется вращением рукояток 1 на опорно-прикатывающем катке 2. При вращении рукоятки по часовой стрелке происходит подъем катка и соответственно увеличивается глубина обработки, и наоборот. После проведения регулировки рукоятку следует застопорить фиксатором 3. Контроль глубины обработки осуществляют по шкале линейки 4. Окончательную регулировку глубины обработки производят при пробных заездах в поле.
1 — рукоятка; 2 — опорно-прикатывающий каток; 3 — фиксатор; 4 — линейка
Рисунок 2 – Регулировка глубины обработки почвы
2. Регулировка высоты установки планировочного бруса (рисунок 3)
Регулировка осуществляется перестановкой болтов 1 в отверстиях планок 2 планировочного бруса. Окончательную регулировку высоты установки планировочного бруса производят при пробных заездах в по-ле после установки глубины обработки. Расстояние между нижней кромкой планировочного бруса и поверхностью поля в рабочем положении агрегата должно составлять 20–40 мм.
1 — болт фиксирующий; 2 — установочные отверстия
Рисунок 3 — Регулировка высоты установки планировочного бруса
3. Установка рабочей глубины боковых щитков (рисунок 4)
Регулировка боковых щитков осуществляется перестановкой их по регулировочным отверстиям. При минимальной глубине обработки щитки следует опустить вниз, а при максимальной – поднять вверх. В рабочем положении агрегата нижние кромки щитков должны находиться в почве на глубине не более 10–20 мм.
1 — боковые щитки; 2 — установочные отверстия
Рисунок 4 — Регулировка высоты установки боковых щитков
4. Регулировка частоты вращения роторов (рисунок 5)
Изменение частоты вращения роторов осуществляется переключением рычага 2 на центральном редукторе 1. При перестановке рычага в переднее положение (по ходу агрегата) частота вращения роторов мини-мальная и составляет 318 мин.-1 при частоте вращения ВОМ 1000 мин.-1, а при перестановке в заднее положение – 410 мин-1. При увеличении час-тоты вращения роторов увеличивается степень крошения почвы, а также потребляемая мощность и износ зубьев.
1 — редуктор центральный; 2 — переключатель скоростей
Рисунок 5 — Регулировка частоты вращения роторов
5. Изменение угла атаки зубьев роторов (рисунок 6)
Если почвообрабатывающие зубья роторов закреплены в держателях, то они имеют «агрессивный» угол атаки. Почвообрабатывающие зубья могут крепиться на роторе с тупым углом вхождения в почву, т.е. наоборот. Для этого почвообрабатывающие зубья для держателей рабочих органов, вращающихся по часовой стрелке, необходимо крепить к держателям рабочих органов, вращающимся против часовой стрелки, и наоборот.
Рисунок 6 — Изменение угла атаки почвообрабатывающих зубьев ротора
6. Замена почвообрабатывающих зубьев (рисунок 6)
1. Почвообрабатывающие зубья 1 крепятся в гнездах держателей рабочих органов 2. Извлеките фиксирующий палец с пружинной защел-кой 3 из крепежного пальца 4.
2. Палец выбейте вверх из держателя рабочих органов.
3. Извлеките почвообрабатывающие зубья из держателя рабочих органов, произведите замену, закрепите при помощи крепежного пальца и фиксирующего пальца с пружинной защелкой.
1 — почвообрабатывающие зубья; 2 — держатель рабочих органов; 3 — фиксирующий палец с пружинной защелкой; 4 — крепежный палец
Рисунок 7 — Схема замены зубьев агрегата
Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории механизации культуртехнических работ РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства»
Тел для справок 280–25–96, Бакач Николай Георгиевич