Завтра мирового тракторостроения - РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства»
ПРИЕМНАЯ
+375 17 272-02-91
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
+375 17 356-87-86

Завтра мирового тракторостроения

Своеобразной биржей новинок в области тракторов сельскохозяйственного назначения во всем мире считается проводимая раз в два года международная выставка «Agritechnica» в немецком городе Ганновер. В прошлом году здесь можно было увидеть немало производителей тракторов, среди которых были фирмы Fendt, John Deere, New Holland, Massey Ferguson, Claas, Кировский завод (Россия), ПО «Минский тракторный завод». Новинки демонстрировались как среди средних тракторов, так и тяжелых машин с мощностью до 500 кВт. О перспективах развития мирового тракторостроения на ближайшие годы мы попросили рассказать заведующего лабораторией системы машин и технического использования машинно-тракторного парка РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Владимира ВОЛОДКЕВИЧА.

– Владимир Иванович, трактора сельскохозяйственного назначения как основная движущая сила в мобильной энергетике агропромышленного комплекса находятся в непрерывной динамике развития и совершенствования в самых разных направлениях. Какие наиболее интересные, на ваш взгляд, тенденции мирового тракторостроения наблюдаются сегодня?

– Зарубежные фирмы-производители постоянно пополняют номенклатуру выпускаемых тракторов модернизированными и новыми моделями. Расширяется география изготовления современных «стальных коней». Многие тракторостроительные компании, учитывая высокий спрос на свою продукцию и недорогую рабочую силу в странах Азии (Китай, Индия и др.), налаживают там производство агротехники с более простым оснащением (в настоящее время это около 60% всех производящихся в мире тракторов).

Одна из наиболее впечатляющих тенденций тракторостроения, продемонстрированная на выставке Agritechnika-2009, – повышение мощности и экономичности тракторных двигателей. На высокоразвитые европейские и американские рынки поставляются машины мощностью свыше 450 кВт со складывающейся шарнирно-сочлененной рамой или на гусеничном ходу, машины мощностью до 380 кВт с рулевым управлением всеми колесами и тракторы мощностью до 250 кВт в стандартном конструктивном исполнении.

Следует отметить, что важной тенденцией в области тракторостроения стала также электрификация. Бoртовые электрические сети удовлетворяют растущие требования потребителей. Они позволяют использовать высокое напряжение как для электропривода водяного насоса, компрессора, вентилятора, кондиционера, так и для питания внешних потребителей электроэнергии (например, переднего вала отбора мощности или полевого опрыскивателя). Впервые на выставке был представлен трактор с дизель-электроприводом мощностью 22 кВт и электрической мощностью 172 кВт, что дает возможность работать с электрически приводимыми орудиями (например, опрыскивателями и разбрасывателями удобрений). Мы можем с гордостью отметить, что «Беларус-3023» с электромеханической бесступенчатой трансмиссией был высоко оценен международными экспертами и отмечен серебряной наградой престижного показа.

Инновацией является управление трактором без механического или гидравлического соединения между рулем и колесами. Благодаря автоматической обработке электрических сигналов между рулевой баранкой и колесами, называемой Steer by Wire (управление по проводам), совершенствуется функциональность в рулевом управлении машиной. Впервые аналогично действию EPS (системы стабилизации движения) в легковых автомобилях, с помощью контроллера в контуре регулирования рулевым управлением повышен уровень автоматизации вождения трактора. Это улучшило безопасность движения и комфортабельность езды, а также облегчает работу тракториста в поле и при фронтальных погрузочных операциях.

Современные трактора, работающие по SCR-технологии (система нейтрализации выбросов отработанных газов) или с дизельным пылевым фильтром, уже сейчас соответствуют предписанному соблюдению эмиссионных требований ЕС по снижению загрязнения окружающей среды выхлопными глазами с 2011 года. Многочисленные изменения, внесенные разработчиками в конструкции двигателей и агрегатов тракторов, позволили снизить токсичность отработанных газов. Расширились возможности применения в тракторных двигателях биотоплива (например, рапсового масла).

Характерные особенности кабин большинства современных тракторов – идеальная обзорность и очень хорошие условия управления машиной, удобство и комфорт. Сосредоточение всех основных рабочих функций осуществляется все чаще на правом подлокотнике сиденья. Оптимизированный с позиций эргономики подлокотник и дисплей поворачиваются вместе с поворотом сиденья, что облегчает вождение.

Значительное повышение транспортной скорости тракторов (до 70 км/ч по шоссе) предъявляет высокие требования к их тормозной системе, расширяется использование антиблокировочных тормозных систем (ABS).

– Какие еще разработки в моделях тракторов получат дальнейшее развитие?

– Ведущие тракторостроительные компании на перспективу продолжат работу по увеличению мощности и экономичности двигателей. Будет расширяться применение электроники и управляющей техники для повышения производительности и качества выполнения работ. Уже сейчас управление трактором с использованием систем спутниковой навигации для «правильного» движения по полю представляется как стандартная опция при поставке новых машин. Получат дальнейшее распространение системы регулирования давления в шинах колес, обеспечивающих, наряду с уменьшением износа шин, щадящее воздействие на почву с одновременным улучшением сцепления и повышением эффективности передачи тягового усилия на агрегатируемые орудия. Применение новых систем управления сельскохозяйственных орудий, позволяющих с помощью одного универсального терминала трактора управлять прицепными и навесными сельскохозяйственными машинами независимо от их конструктивных решений.

– Чем, на ваш взгляд, обусловлено столь стремительное развитие тракторостроения во всем мире?

– По оценкам ООН и ее продовольственной организации ФАО (FAO) численность населения планеты к 2050 году возрастет до 9 млрд. человек. Прогнозируется, что за тот же период необходимо увеличение производства продовольствия вдвое. Поэтому мегазадачей для сельского хозяйства является обеспечение населения продовольствием и удовлетворение растущего спроса на биомассу для производства электроэнергии. По данным этих организаций, площадь пашни к 2050 году сократится до 0,18 га на душу населения (в 1950 году этот показатель составлял еще 0,51 га), и, кроме того, вероятно изменение климата. Поэтому значение и ответственность сельского хозяйства во всем мире возрастет, так как оно является ключевой отраслью в решении проблемы продовольственной безопасности. Для выполнения поставленной задачи необходимо обеспечить устойчивое долгосрочное повышение производства продукции на имеющихся площадях, чему будет способствовать применение перспективных высокопроизводительных средств механизации и, в первую очередь, современных тракторов.

Беседовал Андрей МАКСИМОВ, фото автора, «Веды»
и с сайта http://www.agritechnica.com/