В РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» разработана машина МУЛС-1,4 для уборки лука-севка с укладкой его в валок или погрузкой в транспортное средство. Машина убирает лук-севок как при однофазной уборке (подкапывание с погрузкой в транспортное средство), так и при двухфазной (подкапывание с укладкой на прикатанную поверхность поля и последующим подбором и погрузкой в транспортное средство).
МУЛС-1,4 дополнительно комплектуется сепарирующими элеваторами для уборки репчатого лука. Хорошо работает на легких суглинках и супесчаных почвах влажностью до 18%, имеет ширину захвата 1,2 м и агрегатируется с тракторами класса 1,4.
Машина для уборки лука-севка МУЛС-1,4 является полунавесной и состоит из следующих основных узлов (рисунок 1): рамы (1), колесного хода (2), приемно-подкапывающей части (3), основного сепарирующего элеватора (4), вспомогательного сепарирующего элеватора (5), механизма встряхивания (6), поперечного транспортера (7), бокового транспортера (8), прикатывающего катка (9), сужающих щитков (10), привода рабочих органов (11), гидрооборудования (12), сницы (17), загортачей (18) и электрооборудования (19).
Пневматические шины колесного хода обеспечивают допустимое удельное давление на почву в соответствии с агротехническими требованиями (не более 0,8 МПа). При однофазной уборке расстояние между колесами увеличивается с помощью специального кронштейна для более устойчивого положения машины.
Приемно-подкапывающая часть (3) служит для подкапывания слоя почвы с луком-севком и подачи его на основной сепарирующий элеватор (4) и состоит из: опорных колес (13), подкапывающего битера (14), боковых дисков (15), нагребного битера (16).
Поддержание заданной глубины подкапывания битером и копирование рельефа поля обеспечивается опорными колесами. Регулировка глубины подкапывания битером осуществляется путем изменения длины винта рамки опорных колес.
Подкапывание лука-севка, частичное разрушение земляного пласта и передачу его на основной элеватор выполняет подкапывающий битер (14), который выполнен из квадратного профиля.
Боковые диски (15) закреплены жестко на раме машины и служат для подрезания земляного пласта, частичного его разрушения и передачи на элеватор.
Для улучшения прохождения и частичного разрушения подкопанного пласта почвы с луком-севком в конструкцию машины введен нагребной битер (16), который оснащен четырьмя эластичными лопастями. Основной (4) и вспомогательный (5) сепарирующие элеваторы предназначены для сепарации подкапываемой массы и подачи ее на поперечный и боковой транспортеры. Элеваторы, состоящие из прутков на резинокордных лентах, снабжены пассивными встряхивающими устройствами, а также устройствами сброса камней и комков почвы с нижних ветвей.
Механизм встряхивания (6) увеличивает сепарацию на основном и вспомогательном элеваторах. Состоит из трехплечих роликов, вращающихся в опорах.
1 — рама, 2 — ходовые колеса, 3 — приемно-подкапывающая часть, 4 — основной сепарирующий элеватор, 5 — вспомогательный сепарирующий элеватор, 6 — механизм встряхивания, 7 — поперечный транспортер, 8 — боковой транспортер, 9 — прикатывающий каток, 10 — сужающие щитки, 11 — привод рабочих органов, 12 — гидрооборудование, 13 — опорные колеса, 14 — подкапывающий битер, 15 — боковые диски, 16 — нагребной битер, 17 — сница, 18 — загортачи
Рисунок 1 – Машина для уборки лука-севка МУЛС-1,4
Поперечный транспортер (7) выполняет функцию подачи лука-севка на боковой транспортер и состоит из рамы, обводных роликов, передвижных роликов и резиновой ленты. В движение приводится гидромотором. Поперечный транспортер – передвижной. Это необходимо для обеспечения укладки убираемого лука-севка на прикатанную поверхность убираемого поля при двухфазной уборке.
Боковой транспортер (8) обеспечивает подачу лука-севка в рядом движущийся транспорт и состоит из рамы, обводных роликов и резиновой ленты. На прутках транспортера закреплены лопатки. В движение приводится гидромотором. Боковой транспортер — складывающийся. Рама выгрузного транспортера состоит из двух шарнирно соединенных частей, что позволяет производить загрузку в различные транспортные средства, обеспечивая при этом необходимую высоту загрузки и оптимальную высоту падения лука-севка.
Прикатывающий каток (9) обеспечивает равномерное прикатывание и копирование рельефа поля. Каток установлен под вспомогательным сепарирующим элеватором и используется при двухфазной уборке.
Сужающие щитки служат для сужения потока и укладывания массы лука-севка на прикатанную поверхность поля. Регулировка щитков по ширине обеспечивает укладку луковиц в валок шириной до 0,7 м.
Управление машиной производится трактористом при помощи гидросистемы, подключенной к системе трактора. Гидросистема машины служит для перевода ее из транспортного положения в рабочее и обратно. Она состоит из гидроцилиндров колесного хода и гидромоторов поперечного и бокового транспортеров, распределительного блока, рукавов высокого давления и пульта управления, установленного в кабине трактора.
Привод рабочих органов состоит из карданных валов, трех редукторов, цепных передач, устройств ограничения предельного крутящего момента для предупреждения поломок при забивании (заклинивании) рабочих органов.
Электрооборудование предназначено для обозначения габаритов, указания поворотов и стоп-сигнала при транспортировании машины по дорогам. Электрооборудование машины подключается к электрооборудованию трактора.
Технологический процесс при однофазной уборке осуществляется следующим образом: в процессе движения машины по полю опорные колеса (13), перемещаясь по междурядьям, обеспечивают необходимую глубину подкапывания. Боковые диски (15) подрезают подкопанный битером (14) на глубину 5…10 см пласт гребня с луком-севком, предотвращают его разваливание. С помощью нагребного битера подрезанная масса поступает на основной и вспомогательный сепарирующие элеваторы, где с помощью сепарирующего механизма происходит отделение луковиц от земли, вороха, камней. Затем лук-севок, перемещаясь по поперечному транспортеру, попадает на боковой транспортер для загрузки в рядом идущее транспортное средство.
Технологический процесс при двухфазной уборке осуществляется следующим образом: при движении машины пласт почвы с луком-севком подрезается битером и дисковыми ножами на глубину 5…8 см. С помощью нагребного битера подрезанная масса поступает на основной и вспомогательный сепарирующие элеваторы, где с помощью сепарирующего механизма происходит отделение луковиц от земли, вороха, камней. Затем лук-севок, перемещаясь по поперечному транспортеру, попадает в сужающие щитки. При этом поток убираемой массы сужается и укладывается на прикатанную поверхность. Эта поверхность предварительно подготовлена прикатывающим катком, расположенным под вторичным сепарирующим элеватором. Затем машиной осуществляется подбор лука с погрузкой в транспортное средство.
Рисунок 2 – Машина МУЛС-1,4 на уборке лука-севка (укладка в валок)
Рисунок 3 — Машина МУЛС-1,4 на уборке лука-севка (подбор из валка с погрузкой в транспортное средство)
Машина для уборки лука-севка МУЛС-1,4 прошла приёмочные испы¬тания в ГУ «Белорусская МИС». Испытания машины МУЛС-1,4 в агрегате с трактором «БЕЛАРУС – 82.1» с определением эксплуатационно-технологи¬ческих показателей с соответствующими функциональными показателями качества выполнения технологического процесса проводились в РУП «Институт овощеводства», пос. Самохваловичи, при уборке и подборе лука-севка из валка с погрузкой его в транспортное средство. Было установлено, что машина выполняет технологический процесс уборки лука-севка в соответствии со всеми агротехническими требованиями.
Оценка показателей качества выполнения технологического процесса проводилась на прямой уборке лука-севка из валка с последующей загрузкой его в транспортное средство при рабочих скоростях 2,3 и 5,2 км/ч – на подборе лука-севка, 3,2 км/ч – на прямой уборке лука с погрузкой в транспортное средство и 2,8 км/ч – с укладкой в валок. Производительность за час основного времени при скорости 2,3 и 5,2 км/ч составила 0,32 и 0,73 га соответственно. Потери лука-севка составили 1,3% и 1,5% на подборе лука-севка и 1,7% на прямой уборке. Полнота уборки лука-севка составила 98,7% и 98,5%. Повреждение стандартных луковиц при скорости 2,3 км/ч не наблюдалось, а при увеличении скорости до 5,2 км/ч повреждение составило 0,5%, что удовлетворяет требованиям. Удельный расход топлива по результатам испытаний составил 20,43 кг/га, при этом годовая экономия топлива составила 105 кг.
Машина не уступает импортным аналогам, при этом масса машины меньше на 1 000 кг, годовой приведенный экономический эффект – 48780 тысяч рублей, а степень снижения себестоимости механизированных работ по новой технике составила 67%.
МУЛС-1,4 с комплектом сепарирующих элеваторов для уборки репчатого лука качественно и без потерь работала на уборке репчатого лука.